История создания подрамника «Нива-Комфорт»

Приобретая «Ниву» я знал, что только она при такой цене может обеспечить проходимость трактора. Поэтому об остальном как-то не задумывался. Однако городскому жителю, чтобы добраться до мест где положительные качества «Нивы» проявляются во всей своей красе, необходимо частенько преодолевать приличные расстояния по трассе.

Первая же такая поездка вызвала у меня, мягко говоря, беспокойство. Во-первых, на скорости выше 90 км/час, изображение в зеркале заднего вида расплылось от вибрации кузова, во-вторых разговаривать в салоне можно было только с надрывом.

На больших скоростях возникла пульсирующая вибрация, при которой ручки раздатки тряслись и издавали вой. Вообще было ощущение того, что в таком, казалось бы нормальном для легкового автомобиля режиме она долго не протянет. Естественно, что езда в таком режиме не доставляла никакого удовольствия.

После первой же поездки по трассе я готов был заплатить любые деньги, чтобы хоть как то устранить вибрацию и снизить шум. Поиск специалистов в этой области ничего не дал. Все кто имел дело с «Нивой» считали, что все эти недостатки являются «врожденными» и бороться с ними бесполезно, не считая примитивных способов позиционирования раздатки, эффект от которых был очень сомнительным.

Тогда, имея гараж, 20-ти летний опыт эксплуатации советских автомобилей и высшее техническое образование, я решил сам заняться этой проблемой.

Первый же анализ трансмиссии «Нивы» показал, что главным ее   недостатком, обеспечивающим при этом ее дешевизну, является отсутствие жесткой связи между коробкой скоростей, которая без каких либо изменений взята от классической модели «жигулей» и раздаточной коробкой, имеющей всего лишь две соосно расположенные опоры. Конечно, такая конструкция обеспечивает дешевизну автомобиля, но совсем не отвечает элементарным требованиям по вибрации и шуму. Поэтому сразу возникла задача связать коробку скоростей и раздатку в единый блок, исключающий их относительное смещение. После рассмотрения различных вариантов, пришел к оптимальной по сложности и достигаемому эффекту конструкции рамы. Могу сказать, что при наличии этой рамы и хорошо сбалансированных карданов (лучше всего шрусовых) езда на «Ниве» по трассе мало чем отличается от езды на «классике».

 

Конструктивное описание системы подавления вибраций «Нива-Комфорт»

Конструкция подрамника нива комфорт

Конструкция подрамника нива комфорт

Конструкция подрамника нива комфорт

Автомобиль содержит раму (3), выполненную из двух частей (4) и (5) с двумя эластичными опорами (7) и (8), прикрепленными к полу (2) кузова (1) автомобиля.

Коробка передач (16) жестка связана с частью (5) рамы (3). Эластичные опоры (20) и (21) раздаточной коробки (19) установлены на части (4) рамы (3). Дополнительная эластичная опора (24) жестко закреплена на раздаточной коробке (19) и жестко связана с частью (4) рамы (3).

Три эластичные опоры (20), (21) и (24) обеспечивают однозначное положение раздаточной коробки (19) относительно коробки передач (16). При любых режимах движения автомобиля выходной вал коробки передач (16), ведущий вал раздаточной коробки (19) и соединительный вал (22) остаются соосными, что обеспечивает уменьшение вибрации и долговечность двигателя.

Чертеж подрамника нива комфорт

Чертеж подрамника нива комфорт

 

Конструкция рамы (подрамника) периодически усовершенствуется, поэтому возможны некоторые несовпадения с представленными чертежами, фото и описанием.